?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хочу поделиться воспоминаниями о виниловых грампластинках ГДР, поскольку два года (1986-1987) провел в этой стране и видел, так сказать, ситуацию изнутри.



Оказался я там по вполне прозаической причине – призвали исполнять воинскую обязанность. Произошло это, когда мне было уже 27 лет, я пяток лет проработал инженером, а поскольку в родном ВУЗе была военная кафедра, служил, естественно, не рядовым, а лейтенантом. Это давало возможность в свободное время выйти в город, а также поездить по другим городам, благо расстояния в Германии не идут ни в какое сравнение с российскими (от одного крупного города до другого можно доехать по железной дороге за час-полтора, а то и меньше). Служба проходила в городе Наумбурге (небольшой город, но со славным прошлым – именно там зародилось движение крестоносцев, там же расположен красивейший католический собор XIII века). Поблизости были более крупные города: Веймар, Эрфурт, Галле, Лейпциг. Во всех из них я неоднократно побывал, вдоволь попил пива в местных гасштетах, обошел все музыкальные магазины.



Открытка


До первого серьезного свободного выхода в город прошло полтора-два месяца, связанных с устройством на месте и вхождением в круг служебных обязанностей, да и первая получка разлетелась на обустройство. Платили, кстати, весьма немало, по сравнению с моим инженерским жалованием получалось в разы больше (учитывая загранкомандировочные и статус военнослужащего, с которых налоги не брали). Так вот, за эти два месяца я регулярно вечером смотрел местные телеканалы. Телевизоры были фактически у всех. В офицерском общежитии обычно преобладали раздолбанные черно-белые старые советские доходяги без задней крышки, требовавшие регулярного ремонта. Такие «агрегаты» за небольшую цену покупались и продавались между уезжающими в СССР и вновь прибывшими, у семейных офицеров и больших чинов телевизоры были, конечно, покруче. Бралось несколько ГДР-овских программ, наш 1-й канал (через специальные ретрансляторы) и пара каналов из ФРГ (с ужасным качеством, смотреть было тяжело).


По ГДР-овскому ТВ было много музыкальных передач, в том числе и рок-музыки. До этого я был в курсе насчет «Пудиса» и «Карата», хотя особо не увлекался, предпочитая дома слушать англо-американские группы, хоть и с пленки. Однако по ящику чаще показывали совсем другие местные команды, на мой взгляд, намного более интересные: Electra, NO55, City, Silly, Berluc, Stern Meissen и т.д. Популярный в СССР «Пудис» иногда тоже фигурировал, но выглядел на фоне более молодых каким-то ВИА с рок-н-ролльным уклоном, они явно не были первым номером, скорее почетными свадебными генералами. Глядя на обилие хороших местных хард-роковых групп, думалось о наличии хорошей музыки и в торговле. В мечтах я заходил в ближайший музыкальный магазин, и тут воображение рисовало картины изобилия лучшей мировой рок-музыки, да еще и по разумным ценам…


Действительность оказалась намного прозаичнее. При первом посещении единственного в Наумбурге магазина грампластинок я не обнаружил НИ ОДНОЙ пластики западных групп, а вот из ГДР-овских ансамблей кое-что было. Сначала я думал, что это связано с небольшим статусом данного города, но когда точно такая же история произошла в Галле, а потом и в Лейпциге, стало ясно – подобное состояние дел является общим для всей страны. За все время, проведенное там, я обошел десятки музыкальных магазинов в разных городах и не смог купить ни одной пластинки западного рока, за исключением сборника Вангелиса, продававшегося довольно широко. Так что пришлось довольствоваться дисками местных групп. Но даже в этой области наблюдался некоторый дефицит. Например, по ТВ часто показывали группу Pankow, которая мне нравилась (к стилю «панк» отношения не имеют, это название одного из районов Берлина). Объявили о выходе их новой пластинки, которую за несколько месяцев мне так и не удалось найти, несмотря на усиленные поиски. Пластинку NO55 также искал долго, обнаружил единственный раз в какой-то деревушке, возле которой мы месяц проводили учения.



Пластинки ГДР-х групп


Впрочем, однажды все-таки наткнулся на интересную покупку.

В одном из лейпцигских магазинчиков, торговавшим товарами из соседних соцстран, удалось приобрести пару пластинок венгерской группы Scorpio венгерского же производства. Магазин этот я приметил и стал захаживать туда при всякой поездке в Лейпциг. Там начали появляться и польские пластики. Сначала купил сборник рок-н-ролльщика 50-х Билла Хейли фирмы MUZA Polskie Nagrania. А позже обнаружил там польские печатки фирмы Mausoleum, специализировавшейся на малоизвестных европейских хард- и металл-группах. Это были западные немцы Faitful Breath ”Gold 'n Glory” (1984) - позже эта команда переименовалась в Risk, Crossfare ”Second Attack” (1985) и бельгийско-итальянский состав Steelover ”Glove Me” (1985). С большим удовольствием все они были куплены, уже в Союзе я узнал, что и у нас их было достаточное количество. Но было не в свободной продаже, а на дисковых толкучках и по ценам 25 – 30 рублей. Я же приобрел их по фиксированной ГДР-овской цене и в магазине, что гарантировало хорошее состояние дисков.



Пластинки фирмы Mausoleum польского производства


Кстати, о ценах. Абсолютно все пластинки, которые мне встречались, имели строго фиксированную цену 16,10 марок ГДР. Это составляло чуть менее 5 советских рублей. Цена в обязательном порядке была напечатана на задней стороне конверта. Конверты фирмы AMIGA (абсолютный монополист грамзаписи ГДР) были сделаны из толстого плотного картона, с отличной типографией, и практически ничем не уступали западным фирменным. Наша «Мелодия» по этому показателю отставала очень сильно. Выше упомянутые венгерские и польские диски также продавались по 16,10 марок, так что в отношении цен законы социализма в ГДР соблюдались четко. Возможно, также четко соблюдались они и в борьбе со спекуляцией, потому что я ни разу не видел торговцев западным винилом в музыкальных секциях (обычное явление тех времен в Москве), и о каких-то толкучках (аналогах нашей Горбушки) тоже ничего не слышал, хотя интересовался.

Впрочем, некоторые жители ГДР имели возможность приобрести настоящие западные диски. Во многих городах существовали магазины, торговавшие западногерманскими товарами за западногерманские марки. Вход в такие магазы был абсолютно свободный, только вот купить мог обладатель бумажек ФРГ (многие немцы по родственным связям ездили туда, поэтому подобные магазины торговали вполне бойко). Обычно там продавалась остромодная на тот момент джинсовая "варенка", но и винил кое-какой был. Мне запомнилась только вышедшая тогда пластинка Маккартни Press To Play, также было полно популярных тогда попсятников Modern Talking (популярны они были в СССР, Германии, Австрии и Венгрии, а в англоязычных странах вообще не знали, кто это такие - это я прочитал в то время, кажется, в "Ровеснике").


И все-таки полное отсутствие западных групп в продаже меня удивляло – ведь даже в СССР изредка выходили лицензии (припоминаю Uriah Heep или Элтона Джона). К тому же, однажды, будучи в командировке в городке Фюрстенвальде, увидел на витрине одной лавочки хорошо знакомую обложку – Fleetwood Mac ”Rumours” (1977). И надпись в углу – AMIGA. К сожалению, лавочка, торговавшая какими-то антикварно-комиссионными предметами, была закрыта, то же произошло и на следующий день, а потом пришлось уезжать. Но этот случай зародил определенные сомнения – значит, все-таки AMIGA печатает нормальные лицензии, почему же их нигде не найти?


Ответ на этот вопрос я получил уже в Союзе. После дембеля я серьезно обновил аппаратуру (заработанные средства позволяли), и вошел во вкус покупок хорошего винила. Я и раньше покупал, но больше с целью «купил – обменялся – записал – продал», в коллекции оставались магнитофонные записи, а диски приходили и уходили. А тут решил оставлять их в коллекции, о чем давно мечталось. Купил некоторое число фирменных западных пластинок, но это было очень дорого, поэтому присматривался и к лицензиям соцстран. И один мой друг и такой же меломан, как-то поведал мне, что вышел на одного человека, продающего офигительного качества пластики производства AMIGA, но с записями западного рока, по цене 25 рублей за штуку. Меня это весьма заинтересовало, я попросил свести меня с ним.


Это оказалось совсем не просто и напоминало какую-то шпионскую историю. В одной из рекламных газет регулярно публиковалось объявление о продаже пластинок ГДР, заинтересованным предлагалось написать письмо на некий абонентский ящик. Через пару недель приходило ответное письмо со списком пластинок, это действительно были западные рок-исполнители и производство ГДР. Надо было что-то выбрать, сообщить свой номер телефона и написать повторное письмо. Еще через некоторое время был телефонный звонок на мой номер (таинственный продавец, называвшийся Юрием, всегда звонил только сам и не светил свой номер). Вот тогда уже договаривались о встрече в метро на такой-то станции в такое-то время. Там совершался акт купли-продажи, причем, завершив дела со мной, Юрий оставался ждать следующего покупателя, встречи с клиентами он назначал с разбросом в 15 минут (когда кто-то опаздывал, приходилось дожидаться завершения другой сделки).


После нескольких таких покупок Юрий уже больше доверял проверенным клиентам, в число которых вошел и я, и давал свой номер телефона, что резко упрощало всю процедуру. Однажды он даже пригласил меня домой, рядом с тем же метро, поскольку у него появились еще некоторые вещи, о которых мы предварительно не договаривались, но я сразу же захотел приобрести. В общем, мы стали доверять друг другу, и я как-то поинтересовался, где же он все это достает? Присылают мои немецкие друзья – таков был ответ. В целом все выглядело так: был налажен обмен почтовыми посылками. Юрий слал немцам лицензии западного рока производства «Мелодии», они ему – лицензии производства AMIGA. Обе стороны имели возможность прямо с фабрик доставать редкие диски небольшими партиями (10 – 20 штук), у немцев не было того, что производилось у нас, и наоборот. На мою фразу о том, что я был в ГДР, и ничего подобного не видел, Юрий ответил что-то философское.




Пластинки фирмы AMIGA


Так что же я не смог купить за 2 года пребывания в ГДР, и потом впятеро дороже, но все-таки нашел в СССР? Это были очень качественно сделанные пластинки самых известных исполнителей: Janis Joplin, Jimi Hendrix, Cream, Procol Harum, Santana, The Beatles, ZZ Top, Van Halen, Whitesnake, Bruce Springsteen, Joe Cocker, The Beach Boys и многие другие. Преобладали сборники, или полностью фирменные (типа Greatest Hits), или же «амиговской» компиляции, но с очень грамотной подборкой. Впрочем, и номерные альбомы тоже имели место. Всего я приобрел подобным образом около 25 – 30 пластинок и был этим очень доволен. Вот такая история о пластинках ГДР.


Comments

( 10 comments — Leave a comment )
leonoleg
Jan. 30th, 2012 09:43 am (UTC)
Самое интересное , что сейчас амиговские перепечатки не нужны никому, а вот гдровские редкие группы - такие например как Bayon, Panta Rhei, Nauticus достать архисложно..
d_shpiller
Jan. 31st, 2012 11:53 am (UTC)
Насколько мне известно, это группы 70-х годов (Panta Rhei - вообще предтеча Карата), в 86-87 их в магазинах уже не было. Всю информацию по местным группам я черпал из ТВ и журнала Melodie und Rhythmus, который продавался свободно, эти названия мне не запомнились.

Что касается западных перепечаток, нынче винил востребован весьма небольшой частью меломанов, естественно, если уж что-то покупать, то пусть дороже, но фирменные диски (по крайней мере, такова моя позиция). А сравнивая между собой "нефирмовые" вещи, считаю амиговские печатки среди соцстран очень пристойными (а также югославские от фирмы Jugoton и кое-что из польских и чешских дел). И уж точно лучшими, нежели отечественные "антропы", Балкантоны и даже юговские RTB (хотя у них с точки зрения репертуара и количества релизов все было отлично, но пиратское качество...)

P.S. Где-то в конце 89-го или в 90-м я стал чаще ездить на Горбушку, там уже появлось такое изобилие по самым разным ценам, что я уже не гнался именно за амиговскими делами, а покупал, что нравится. Но вот года полтора до этого они меня очень радовали.

Edited at 2012-01-31 12:03 pm (UTC)
leonoleg
Jan. 31st, 2012 12:54 pm (UTC)
Melodie und Rhythmus.. О да...! Было такое дело.. В середине 70-ых покупал их в союзпечати. По блату.. Один постер - плакат чего стоил в середине! Ну то , что амиговские по качеству лучше антропа - кто же спорит. Замечательная серия была Hallo - самые первые выпуски. Мне как то ближе ранние 70-е годы, больше самобытных коллективов было.. Да и не только в ГДР, возьмем ту же Югославию - Польшу - Венгрию.. С удовольствие собираю такие пластинки сейчас, благо еще у народа остались в закромах ..
dark_fractal
Feb. 2nd, 2012 05:22 pm (UTC)
Да, конечно, у меня несколько другие воспоминания об этой теме: 70 рублей фирменный диск, очень дорого, не могли себе позволить, перезаписи с фирменного диска на магнитофон у знакомого барыги (опущенное время записи 2 часа, стоимость 2 рубля сторона диска (почему 2 руб одна сторона, а не 4 руб весь диск, до сих пор осталось загадкой)). Что такое первая запись, а что такое вторая или третья. Как мы это определяли или не определяли. Сколько за это платили или не платили. Короче, воспоминания простого студента необременного никакими связями и поездками. Масса воспоминаний.
Запись новейшего диска Rampant в общаге. Проигрыватель "Аккорд 001", запись на "Маяк 001". Что бы не запиливать диск хозяин ставил минимальную нагрузку на иглу. Народ кругом столпился слушать параллельно, но не ближе двух метров. Дышать в сторону проигрывателя запрещалось - игла может перескочить.
И много много других воспоминаний по этому поводу.
d_shpiller
Feb. 3rd, 2012 11:36 am (UTC)
Ну, этот рассказ скорее, про то, как обстояли дела конкретно в ГДР. Все-таки, тогда казалось, что там почти как в капстранах, все есть. Фигушки оказались...

Касательно фирменных дисков в 70-х (и позже) тоже много воспоминаний, у меня их проходило много десятков, а может, и сотен. Я даже пару лет поставлял западный винил в один наш зауральский город. Планирую написать об этом отдельную историю.

Насчет стоимости 2 рубля за сторону - мысли у меня следующие. Я помню цены в 74-75 годах 3 рубля за диск. А если брать твой вариант, получится 4, что явно выгоднее для барыги. Ну не назначать же 1 рубль 50 копеек за сторону, какая-то цена не круглая.

Edited at 2013-03-28 09:50 am (UTC)
dark_fractal
Feb. 3rd, 2012 01:36 pm (UTC)
Немного чисел по теме
Немного цифер. Почему на перезапись давалось барыгой 2 часа. А потому, что этого времени было в упор достаточно, чтобы добежать до своего дома, записать диск и вернуть его обратно. Только один раз. Я писал диски на "Маяк-201 (не на Маяк-001). Я писал с вертушки "Вега-201", не с "Аккорда-001". Я, разумеется, писал на скорости магнитофона 19 см/сек, не на 9 см/сек (или сколько там в секунду я уже не помню). Одной магнитной пленочной кассеты 350 метров хватало на один диск. Тем не менее это была первая запись. Звук потом слушался очень весьма неплохо. А особенно с акустикой АС-60 (такие, вроде были у меня тогда).
d_shpiller
Feb. 3rd, 2012 05:15 pm (UTC)
Re: Немного чисел по теме
Отвечу по пунктам.

>Почему на перезапись давалось барыгой 2 часа. А потому, что этого времени было в упор достаточно, чтобы добежать до своего дома, записать диск и вернуть его обратно. Только один раз.

Вова, барыга у тебя какой-то слишком уж мелочный был. Я, когда в 9-10 классах пользовался подобными услугами, туда-сюда не бегал. Мне или давали диск на час, потом сами за ним приходили, либо вообще сидели этот час в моей комнате при всем процессе записи. И платил я 3 рубля, точно помню. Помню еще восторг моего одноклассника: "Представляешь, мы за Deep Purple In Rock заплатили за одну запись, а он опоздал на полчаса, так я еще на другую ленту первую сторону успел записать!".

>Я писал диски на "Маяк-201 (не на Маяк-001). Я писал с вертушки "Вега-201", не с "Аккорда-001".

Магнитофон "Маяк" - вообще легендарная рабочая лошадка второй половины 70-х. Я начал в 74-м с 203-го, потом сменил несколько штук 205-го, они мне служили верой и правдой до 86 года (потом, после службы, перешел на "Электронику ТА-003"). "Аккорд-001" также культовая модель, я ее купил где-то в 79-80-м и тоже до 86-го пользовал, потом был "Арктур-006" с головой "Корвет-108".

>Я, разумеется, писал на скорости магнитофона 19 см/сек, не на 9 см/сек (или сколько там в секунду я уже не помню). Одной магнитной пленочной кассеты 350 метров хватало на один диск.

Так оно и было. Новички начинали писать на скорости 9 ради экономии, но быстро входили во вкус качества, и потом только 19 см/сек. 350 метров (катушка №15, 30 минут в одну сторону) на диск хватало только, если писать каждую сторону винила на разных сторонах ленты. Обычно все использовали 525 метров (катушка №18, 45 минут в одну сторону), там весь диск обычно умещался на одну сторону ленты. Исключения бывали, но редко.

>особенно с акустикой АС-60 (такие, вроде были у меня тогда)

АС-60 что-то не припомню. Во второй половине 70-х особо популярными были колонки семейства МАС-10, подобные и у меня были (шли в комплекте упомянутого "Аккорда-001"). Потом островостребованными стали большие напольные 35АС разных моделей (там была модель 35-АС-90 - весьма неплохая и по нынешним временам).

Edited at 2019-04-22 09:44 pm (UTC)
surovmag
Apr. 1st, 2014 04:34 am (UTC)
Компиляции там действительно очень грамотные. А что с качеством самих амиговских дисков? Попадаются отзывы, что звук плохой, "игрушечный", бастро ли они запиливались типа ленинградского и рижского заводов?
d_shpiller
Apr. 1st, 2014 11:56 am (UTC)
Я такие отзывы тоже читал, но что понимать под "игрушечным" звуком? Возможно, излишне звенящие высокие? Как-то в уши не бросалось. Мне лично амиговский звук вполне нравился - хорошая динамика, много высоких, да и низа нормальные. Сейчас я перешел на фирменный старый винил (в основном, американского и японского производства), но сравнивая некоторые амиговские издания, например, Bruce Springsteen "Born In The U.S.A.", Van Halen "5150", Whitesnake "1987", не спешу избавляться от них и покупать американские оригиналы, звучат вполне на уровне. Кстати, упомянутый Whitesnake "1987" у меня есть и болгарского производства того времени (Балкантон), он вчистую проигрывает Амиге.

Насчет быстрого запиливания тоже не заметил, я с конца 80-х слушал на хорошем аппарате и с малым давлением, может, если играть корундовой иглой и пьезодатчиком, тогда можно запилить все, что угодно. Из ленинградского винила припоминаю "антропы" (чистая пиратчина от Андрея Тропилло), качество их оцениваю сильно ниже апрелевского, Амига по качеству самой массы однозначно лучше антропов, и ИМХО, на уровне апрелевской "Мелодии" (а по типографии лучше всех). Впрочем, и атропы худо-бедно, но звучат, а самое поганое качество я услышал на пластинке Dire Strats "On Every Street", изданной некой фирмой "ЛадЪ" в начале 90-х и широко продававшейся в то время.
surovmag
Apr. 1st, 2014 01:25 pm (UTC)
Большое спасибо.
Вот про Ладъ это точно, у меня их "Братья по оружию", звук ещё туда-сюда, а вот затёрся довольно быстро, да и конверт почти бумажный, а ведь лицензия... зато продавались везде, я сейчас смотрю по сайтма сколько всего интересного успели у нас понапечатать в 1990-1994 годах, а до наших барнаульских магазинов доходили крохи, разве что антропом и ташкентскими "компиляциями" всё было завалено...
( 10 comments — Leave a comment )